Русский язык (помощь)

Орфограммы, изученные к концу 4-го класса:
сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
 сочетания чк – чн, чт, щн; 
перенос слов; 
прописная буква в начале предложения, в именах собственных; 
-  проверяемые  безударные  гласные  в корне слова; 
- парные  звонкие  и  глухие  согласные  в корне слова;
непроизносимые согласные; 
- непроверяемые  гласные  и  согласные  в корне слова (на ограниченном перечне слов - словарные слова);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; 
разделительные ъ и ь; 
-  мягкий  знак  после  шипящих  на  конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь); 
безударные  падежные  окончания  имен существительных;
безударные  окончания  имен  прилагательных;
раздельное  написание  предлогов  с  личными местоимениями;
 не с глаголами; 
- мягкий  знак  после  шипящих  на  конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь); 
мягкий  знак  в  глаголах  в  сочетании -ться; 
 безударные личные окончания глаголов; 
- раздельное  написание  предлогов  с  другими словами; 
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
 знаки препинания  (запятая) в предложениях с однородными членами.



Дополнительное задание по русскому языку:
12 марта
К итоговому контрольному диктанту повторить орфограммы "Мягкий знак после шипящих на конце слов", "Правописание суффиксов в наречиях", "Безударные личные окончания глаголов".
Упражнения для повторения.
1. Вставь, если необходимо мягкий знак.
умчаться вскач..., забыть напроч..., ударить наотмаш..., выйти замуж..., упасть навзнич..., уйти проч..., отворить настеж..., ждать невтерпёж..., становится невмоч..., уж... вечерело
2. Вставь суффиксы -а- или -о-.
влев..., налев..., слев..., справ..., направ..., вправ..., досыт..., насух..., досух..., слегк..., снов..., запрост...,  изредк..., сначал..., накрепк..., затемн..., задолг..., занов..., засветл..., дочист..., издавн..., наглух...
3. Объясни, почему в этих словах пишется ь.
спрячь, поешь, постричь, прилечь, смеёшься, загадаешь, принесёшь

26 февраля
Я люблю свою лошадку, причешу ей шёрстку гладко.
1. Выпиши из предложения все формы имён существительных. Укажи морфологические признаки одной из форм имени существительного (на выбор).
2. Выпиши личные местоимения, укажи их лицо и число.

Повторяем по теме "Время глагола".
1. Глаголы изменяются по временам. В форме какого времени глагол указывает, что действие совершалось до момента речи?
2. На что указывают глаголы в форме будущего и настоящего времени?
3. В какой форме глаголы не изменяются по лицам?
4. Вставь пропущенное слово: глаголы совершенного вида не имеют форм ... времени.
5. С помощью какого суффикса образуется форма прошедшего времени?
6. В форме какого времени глаголы изменяются по родам и числам?
7. Форма какого времени имеет простую и составную форму?

Задание: образуйте от глаголов несовершенного вида пилить, говорить, плыть форму будущего времени. (Какая это будет форма - простая или составная?)
Задание: образуйте от глаголов совершенного вида заплыть, помирить, наговорить форму будущего времени. (Какая это будет форма - простая или составная?)

Глаголы-исключения 2-го спряжения:
Гнать, держать,
смотреть и видеть,
дышать, слышать,
ненавидеть,
и зависеть,
и терпеть,
и обидеть,
и вертеть.


Готовимся к диктанту
Тема. Орфограммы, изученные в 3 классе: безударные окончания имён существительных и орфограммы в окончаниях имён прилагательных.





1. Спиши, выбирая нужные окончания имён прилагательных.
майск... ночью, о поздн... весне, дальн... дорогу, на низк... потолке, близк... другом, свеж... воздухом, о весёл... человеке
Образец записи:
в корзинке (какой?) изящной 
Окончания вопросов и окончания имён прилагательных выделять.

2. Вставьте окончания, докажите правильность выбора.
в помощ..., в погреб..., от бур..., в берлог..., к теплиц..., на площадк..., на площад..., ветки сирен... и яблон..., с крыш..., в окошк...

3.  Запишите в тетради 10 словарных слов из словаря 3-го класса. Подчеркните орфограммы.


Всё об имени существительном

Имя существительное - это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет.

Начальная форма - именительный падеж, единственное число.

Собственное (например, Омск) - нарицательное (например, город).
Одушевлённое (например, человек) - неодушевлённое (например, игрушка).
Род
м. р.                         ж… р.                       ср. р.
он мой                     она моя                  оно моё
(портфель )            ( книга )                 ( письмо )
 

Склонение
1 скл.                                       2 скл.                                       3 скл.
м. р., ж. р.                     м. р. с нулевым окончанием            ж. р. с  Ь
с окончанием  а, я            ср. р. с окончанием  о, е            

(рука, дядя)                      (стол, письмо, море)                    (степь)
 
   


 
Падеж 
Именительный падеж                      кто?      что?    
Родительный падеж     (нет )          кого?    чего?  
Дательный падеж         (дать )        кому?   чему?  
Винительный падеж     (вижу )      кого?    что?    
Творительный падеж    (горжусь ) кем?     чем?      
Предложный  падеж     (думаю )   о ком?   о чём?    

 
 
 
Число – это форма одного и того же слова.
    ед. ч.                               мн. ч.
    (один)                           (много)
    (стол)                            (столы)

 
 Несклоняемые имена существительные.
Метро, кино, пальто, радио, шоссе, видео, кофе, кафе, казино, какао, домино.

 



Готовимся  контрольной работе по теме "Имя прилагательное"
1. Проверьте, можете ли вы ответить на следующие вопросы:
- Что обозначают имена прилагательные?
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
- Как определить род, число и падеж имён прилагательных?
- Верно ли, что у имён прилагательных в форме множественного числа не определяется род?
- Какими членами предложения могут быть имена прилагательные? 
- На какие группы можно разделить имена прилагательные?
- Какие имена прилагательные называются качественными?
- На какие вопросы отвечают притяжательные имена прилагательные?
- С помощью каких суффиксов образуются относительные имена прилагательные?

- Какие слова называются синонимами?
- Какие слова называются антонимами?

2. Проверь, сможешь ли ты выполнить следующие задания:
- Уч. с. 136 № 4;
- Поставь имена прилагательные в нужной форме. Подчеркни имена прилагательные как члены предложения.
По небу плывут (лёгкий) облака. Светит (яркий) солнце. Лучи (солнечный) света играют на стене.
- Подберите антонимы к прилагательным большой, узкий, острый.
- Подберите синонимы к прилагательному свежий (свежий ветер, свежий хлеб).



Словарный диктант № 2
Везде, вместе, вокруг, впереди, здесь, когда, конечно, лучше, медленно, назад, один, очень, потом, сейчас, теперь.

Словарный диктант № 1
Аптека, библиотека, галерея, завод, инженер, магазин, огород, комната, окрестность, остров, профессия, солдат, территория, учитель, шофёр.




Повторяем правила, готовимся к контрольному диктанту.

1. Безударные окончания имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения.

летел к берёзк..., жил в окрестност..., отломился от брош..., рисовал в альбом..., быть на вершин..., на вершине ел..., поселился в деревн..., нет кошк..., летать по комнат..., лечь в спаленк...

2. Суффикс -ок в именах существительных (учебник, с. 25 правило)
внуч..., пуш..., башмач..., друж..., снеж..., хомяч..., быч..., пауч... 

3. Сочетания -инк-, -енк- в именах существительных. 

Контрольная работа по русскому языку. Тема "Главные и второстепенные члены предложения".
Что повторить?
1. Что называет подлежащее (сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство)? На  какие вопросы отвечает подлежащее (сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство)? Как подчёркивается подлежащее (сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство)?

Выполнить задания.
1. Составь из данных слов предложения. Запиши предложения. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения, письменно задай вопросы к второстепенным членам предложения.

1) кругом, лес, зелёный, пестрел
2) туча, за рекой, тёмная, появилась
3) первые. дождя, капли, упали

2. Распространи предложение, добавив второстепенные члены предложения, отвечающие на вопросы откуда? какие? когда?
Облетают листья.


Готовимся к диктанту (19 октября).
1. Вставьте пропущенные буквы.
н...писать, п...дъехать, з...помнить, п...дрезать, д...бежать, ...бъявить, н...лететь, ...тлететь
2. Обозначь орфограммы  в словах.
верблюжонок, зайчонок, трусость, бежать, сова, берёзка, коробка, дорожка, храбрость, орешки
3. Придумай и запиши предложение с кличками Чижик и Пыжик.


Схема (фонетический разбор)



Готовимся к диктанту (итоговый диктант).
1. Повторить орфограммы "Безударный гласный в корне слова", "Проверяемые согласные в корне слова" (правила знать, вспомнить, как применить правило, как графически отмечается орфограмма).
2. Выполнить работу над ошибками в тетради по русскому языку за 17 мая.
3.  Вставить пропущенные буквы в тексте.
Пришла в...сна. Слышится журч...ние руч...ёв. Появляется з...лёная тра...ка. На б...рёзках мал...нькие ли...кие листочки.  Как т...пло!
Всей сем...ёй отправляемся на дач... Пора готовить гря...ки для сла...кой  морко...ки и вкус...ной к...пусты.

В каком из слов текста не надо вставлять букву? Объясни.

4. Разобрать слова по составу: пригородный, какаду, бельчонок, глупенький, рыжик, лесок. Можно использовать для тренировки слова с выданной детям распечатки.
Помним! 
У слов может быть нулевое окончание.
У неизменяемых слов окончания нет.


Готовимся к диктанту.
1. Повторить орфограммы "Безударный гласный в корне слова", "Проверяемые согласные в корне слова" (правила знать, вспомнить, как применить правило, как графически отмечается орфограмма).
2. Тренироваться находить данные орфограммы в тексте домашнего упражнения.
3. Выполнить работу над ошибками в предупредительном диктанте (маленькая тетрадь).

Словарные диктанты 3-ей четверти.
Диктант № 1
автобус, автомобиль, быстро, город, дорога, машина, скоро, Москва, Кремль, Родина, Россия, русский


Упражнения на повторение

1.       Выпиши из текста слова с непроизносимыми согласными и подбери к ним проверочные слова. Обозначь орфограммы. (Подсказка: таких слов пять.)
Звёздное небо было ясным. Грустно  было осенью.  Только иногда яростные порывы ветра нарушали тишину.  Поздний вечер опустился на сад. Где-то хрустнула ветка.
2.       Спиши. Вставь пропущенные буквы.  Обозначь орфограммы.

зайч_нок, лис_нок, сыноч_к, арбуз_к, мыш_нок, галч-нок, лягуш_нок


Подготовка к диктанту по теме "Проверяемые согласные в корне слова"
1. Повторить правила, как проверить парные согласные по звонкости-глухости  и непроизносимые согласные в корне слова (Уч. с. 116, с. 99, 101), а также, как проверить безударные гласные в корне слова.
2. Подбери проверочные слова для слов с проверяемым согласным в корне: обед, ловко, пруд, низко, дорожка, травка, мягкая, готов.
3. Измени формы слов по схеме "есть - нет": ивы, берёзы, шубы, слёзы.
4. Какие орфограммы есть в словах шиповник, чудесный, дача, на дачу?


Контрольный словарный диктант
 по материалу диктантов № 1-3

Словарный диктант № 3
тетрадь, телефон, июнь, июль, ворона, апрель, ученик, собака, фамилия, здравствуйте, ягода

Словарный диктант № 2
воробей, дорога, сорока, язык, щавель, товарищ, мультфильм, город, воскресенье, понедельник, вторник


Словарный диктант № 1
коньки, октябрь, корзина, земляника, карандаш, медведь, ветер, берёза, мороженое, пальто, кино

1 комментарий: